Бромлей братьев завод в Москве
 |
Общий вид предприятия механических заводов братьев Бромлей, 1899 г.
|
Братья Эдуард Иванович и Федор (Фридрих) Иванович Бромлей, бывшие ганноверские подданные, принявшие российское подданство, открыли в 1857 г небольшую мастерскую на Щипке в Замоскворечье для изготовления топоров, пил, молотков, серпов и кос. На основе этой мастерской был основан механический завод.
В 1864 г. братья Бромлей для расширения производства приобрели у Калужской заставы против Нескучного сада часть парка (10,5 га) с постройками. К началу 1870-х гг. возведены два больших двухэтажных корпуса. В 1878 фирмой построены мастерские для сборки больших и тяжёлых машин. Оборудование частью заказано на германских, московских и петербургских предприятиях, частью — выполнено на заводе Бромлеев.
 |
Рабочие завода Бромлей, 1907 г |
К 1892 построен новый корпус механического отделения. В 1896 завод занимал территорию площадью 15 тыс. м2 по Малой Калужской улице и Бахметьеву переулку близ Донского монастыря, на которой было расположено 13 строений. Годовой объём производства: 376 тыс. рублей (1879), свыше 1 млн. рублей (1896). Рабочих на предприятии: свыше 10 человек (конец 1850-х гг.), около 100 человек (1863), около 1 тыс. человек (1896). Бромлеи нанимали выходцев главным образом из Тульской и Калужской губерний, где традиционно была развита кустарная и заводская металлопромышленность. Пополнялся состав рабочих завода и за счёт разорявшихся московских ремесленников. В 1870-х гг. при заводе открыта школа для 12—13-летних подростков, где они обучались литейному, токарному и слесарному делу.
В 1881 образован торговый дом в форме товарищества на вере «Братья Бромлей и Ко». Учредители Эд.И. и Ф.И. Бромлеи; пайщики: Эмилий (Альберт) Иванович (1835—1900; с 1872 в купечестве), Наталья (Иоганна) Эдуардовна, Егор (Георгий-Фердинанд) Эдуардович (1859—?) Бромлеи и Мария Эдуардовна Адамова. В 1889 значительная часть капитала фирмы передана Эд.И. Бромлеем сыну Николаю (Карлу) Эдуардовичу Бромлею (1862—?; с 1894 в купечестве) для организации самостоятельного механического заведения.
В 1896 предприятие было продано учреждённому Обществу братьев Бромлей. Бромлеи остались совладельцами предприятия, Ф.И. и Эм.И. Бромлеи вошли в состав правления общества, Е.Эд. Бромлей, получивший инженерно-механическое образование в МВТУ, неоднократно назначался директором-распорядителем общества (1899, 1903, 1915).
Фамилия Бромлей сохранена в названии общества, поскольку пользовалась известностью в торгово-промышленном мире, с ней ассоциировались высокое качество и надёжность изделий.
К началу XX в. завод состоял из 6 цехов общей площадью около 15,5 тыс. м2. В 1914 насчитывалось 37 строений (из них 25 каменных). Имелся водопровод. В 1915 — 1916 введён в строй кузнечно-штамповальный цех, заложен новый механический корпус.
В 1916 общество заключило договор с московской городской управой об аренде под склад строительных материалов участка городской земли (свыше 2,3 тыс. м2) на Ризположенской площади, в январе 1917 купило у О.Ф. Бромлей дворовое место на Донской улице.
На заводах Бромлей были изготовлены чугунные и железные колонны для трибун ипподрома Императорского московского скакового общества, а также арматура для строившегося в Москве Музея изящных искусств.
В Первую мировую войну производились станки револьверные, для рассверливания и обточки стволов, цилиндровки гранат, бензиновые двигатели для прожекторных станций, патронодержатели и патроны, а также ножницы для резки проволочных заграждений, сконструированные Эмилем Эдуардовичем Бромлеем.
На Всемирной выставке 1900 г. в Париже паровая машина тройного расширения, изготовленная на заводе братьев Бромлей, с помощью которой приводились в движение экспонаты одного из разделов выставки, удостаивается Большой Золотой медали.
С 1868 изготовлялось оборудование для городских водопроводов. К 1915 фирмой Бромлеев поставлено оборудование для водопроводов более чем 30 городов, в том числе для Москвы. В 1887 завод получил заказ на поставку чугунных и железных колонн, кронштейнов, балок и стропил для трибун ипподрома Императорского московского скакового общества, изготовил также железные балки и арматуру для строившегося в Москве Музея изящных искусств.
В первую мировую войну в 1915 произведено испытание ножниц для резки проволочных заграждений, сконструированных Е.Эд. Бромлеем. Производились станки револьверные, для рассверливания и обточки стволов, цилиндровки гранат, бензиновые двигатели для прожекторных станций, патронодержатели и патроны и др. В конце 1916 — начале 1917 открыт отдел по изготовлению автомобильных частей и двигателей. В ноябре 1918 предприятие было национализировано. С 1922 завод «Красный пролетарий».
|